АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (18 февраля 1404

АЛЬБЕРТИ (Alberti) Леон Баттиста (18 февраля 1404, Генуя — апрель 1472, Рим), итальянский гуманист, философ, архитектор, художник, теоретик искусства.
Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Учился у известного гуманиста Гаспарино да Барцицца в Падуе, затем в Болонье у Франческо Филельфо и в университете, по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. Несколько лет служил у церковных иерархов, а с 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатора (своего рода нотариуса) при папской курии.
Литератор и архитектор Литературное наследие Альберти весьма разнопланово: к 1425 относится комедия "Филодокс" (1890), затем были написаны трактаты "Деифира" (1481) и "О преимуществах и тяготах занятия науками" (1890); первые три книги диалогов "О семье" (1844) составлены в 1432—1434, в 1440 или в 1441 к ним добавлена еще одна; в 1435 сочинены трактаты "О статуе" (1568) и "О живописи" (1540), гораздо позже, в 1449, созданы "Десять книг о зодчестве" (1485); между 1434 и 1443 появились трактаты "О праве" (1890) и "Первосвященник", "Жизнеописание Св. Потита" (1568), диалоги "Теодженио" (1490) и "О спокойствии души" (1844); после 1443 написан аллегорический трактат "Мом, или о государе" (1520), в 1449 - "Математические забавы" (1568); к наиболее значительным произведениям последующих лет относятся "Застольные беседы" (1890) и "Домострой" (1848). По проекту Альберти в 1446—51 Б. Росселлино выстроил палаццо Ручеллани — новый тип особняка-палаццо, в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини и Сан-Андреа в Мантуе Альберти использовал мотивы древнеримской архитектуры (триумфальные арки и аркады).
Круг занятий и увлечений Хотя большую часть жизни Альберти провел в Риме и других городах Италии и лишь время от времени наведывался во Флоренцию, именно под воздействием импульсов культурной и художественной среды этого города складывалось его мировоззрение, все более и более расширялся круг его занятий и увлечений. Человек разносторонних дарований и широкой культуры, Альберти известен прежде всего как выдающийся теоретик искусства и архитектуры; вместе с тем, он и зодчий-практик, автор знаменитых архитектурных проектов, занимался живописью, ваянием и иными видами искусства, причем не только изобразительного — он хорошо разбирался в музыке и прекрасно играл на органе. Как писателя-гуманиста его внимание одинаково привлекали и жизнь общества, и устои семейных отношений, и проблемы человека, и принципы хозяйствования, и вопросы этики, политики, права, психологии. Он обнаруживал большие познания в математике, оптике, механике, задумывал и проектировал различные приборы и инструменты, посвящал специальные работы выведению ценных пород лошадей, тайнам женского туалета, шифрам, графологии. Под стать этой всеохватности интересов и творческих устремлений сама личность Альберти, эмблематичная для всего ренессансного гуманизма. Безмерным трудолюбием и упорством он добивался необыкновенных успехов в физической подготовке и воинских упражнениях, в совершенстве усваивал любую отрасль науки и искусства, формировал свой нравственный облик, настойчиво воспитывал в себе человеколюбие, обходительность, щедрость, сдержанность — таким, ставшим уже для современников человеком-легендой, запечатлен он в биографии 15 в., авторство которой не без основания приписывают самому же Альберти. Сочинения:Десять книг о зодчестве. М., 1935. Т. 1—2.
Религия. Добродетель. Рок и фортуна // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. С. 152—161.
О семье // Опыт тысячелетия. М., 1996. С. 362—411.
Alberti L. B. Opere volgari. Bari, 1960—1973. V. 1—3.
Литература:Леон Баттиста Альберти. М., 1977.
Mancini G. Vita di Leon Battista Alberti. Roma, 1911.
Gadol J. Leon Battista Alberti. Universal man of the early Renaissance. Chicago; London, 1969.
О. Ф. Кудрявцев

Тегов нет: