БЕНУА Александр Николаевич
БЕНУА Александр Николаевич 21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург — 9 февраля 1960, Париж, российский художник, историк искусства и художественный критик. Вдохновитель и лидер объединения "Мир искусства".
Сын архитектора Н. Л. Бенуа. Учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Жил в основном в Петербурге. Был главным идеологом журнала "Мир искусства" (1898—1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.
Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию "Последние прогулки Людовика XIV" (1897—98, Русский музей и др. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу "певца Версаля и Людовиков". В 1907—10 выполнил серию гуашей для издания "Русская история в картинках" (Санкт-Петербург, 1910); его исторические образы ("Парад при Павле I", гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого, ироничного анекдота. В замечательных — благодаря своему тонкому, романтичному историзму — сериях иллюстраций к "Пиковой даме" (1899 и 1910, отдельное издание — Санкт-Петербург, 1911) и "Медному всаднику" А. С. Пушкина (1903—22; отдельное издание — Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики.
Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева, активно участвуя в его "Русских сезонах". Работал как художник и режиссер Московского художественного театра (1913—15), Большого драматического театра и Театра оперы и балета (1919—25) в Ленинграде. В своей сценографии балет Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" в Мариинском театре (1907), "Петрушка" И. Ф. Стравинского в театре Шатле в Париже (1911), "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина в МХТ (1914—15, Бенуа здесь выступил также и как режиссер) и многие др. спектакли продолжил традицию "живописного театра" 18—19 вв., придав ей новую драматическую остроту.
В 1894 дебютировал как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания "История живописи XIX века" Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Здесь, а также в "Истории русской живописи в XIX веке" (Санкт-Петербург, 1902) и "Русской школе живописи" (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904—06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная "История живописи всех времен и народов" (Санкт-Петербург, 1912—17). Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908—17 в газете "Речь"). Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего "большого стиля", боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства; выступал против русского авангарда с консервативно-охранительских позиций.
С 1917 активно участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа). Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 обосновался в Париже. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике "Мира искусства", много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской "Гранд-Опера" (1927—34), миланской "Ла Скала" (1947—56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Н. А. Бенуа, театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. городов.
В написанных в поздний период мемуарах "Мои воспоминания" (Нью-Йорк, 1955; 1-е издание в России — М., 1980) проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий "серебряного века" в России рубежа 19—20 столетий.
Литература:Эткинд М. Г. А. Н. Бенуа. Л.; М., 1965.
Александр Бенуа размышляет... / Под ред. И. С. Зильберштейна, А. Н. Савинова. М., 1968.
Бернандт Г. Б. Александр Бенуа и музыка. М., 1969.
Эткинд M. Г. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX — начала XX века. Л., 1989.
А. Н. Бенуа и Эрмитаж: Каталог выставки / Государственный Эрмитаж. СПб., 1994.
М. Н. Соколов
Категории: