ЛЕВИТАН Исаак Ильич
ЛЕВИТАН Исаак Ильич 18 (30) августа 1860, Кибарты, ныне Кибартай (Литва) — 22 июля (4 августа) 1900, Москва, российский художник. Крупнейший мастер русского пейзажа конца 19 в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна. Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья Левитана переехала в Москву. В 1873—85 будущий мастер учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В. Д. Поленов и А. К. Саврасов. В очерке Левитана "По поводу смерти А. К. Саврасова" (1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от отношения к пейзажу "как к красивому сочетанию линий и предметов" — с целью изображать "уже не исключительно красивые места", но "те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу". "Пейзаж настроения" Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880—83), в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887—90), в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский "пейзаж настроения", при всей его удивительной натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра), а также его собственная личность — чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма, он никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных мировой тоской. Россия Левитана Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с открытым концом ("Осенний день. Сокольники", 1879). Полного расцвета искусство Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, достигает в "Березовой роще" (1885—89). Та же сила ненавязчивого обобщения возвышает произведения "волжского периода" ("Вечер на Волге", 1888; "Вечер. Золотой Плес", 1889; "После дождя. Плес", 1889; а также тематически примыкающая к ним картина "Свежий ветер. Волга", 1891—95; все — Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой литературщины, придают многим образам — напр., картине "У омута" (1892, там же), написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с поэмой А. С. Пушкина "Русалка", — особую одухотворенность. Левитан создает классические, непревзойденные образцы "церковного пейзажа", где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892, Третьяковская галерея) или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893—94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине "Владимирка" (1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной иконки. Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах "Март" (1895, там же) или "Весна — большая вода" (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной картине "Золотая осень" (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает все более простые мотивы, придавая им — лишь с помощью колорита, без всяких фантазий — подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера ("Летний вечер", 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему "стогов сена в лунную ночь", пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Русь", 1900, Русский музей) является — наперекор смертельной болезни — едва ли не самым мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и пастельной живописи. Левитан и Чехов Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в чеховской "Попрыгунье" (где отражен роман Левитана с художницей С. П. Кувшинниковой), "Чайке" (где поступок Треплева, застрелившего чайку, воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника). Художник пишет другу о его пьесе "Чайка" (в 1899): "От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда всматриваешься в нее", — и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое чувство природы. Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.
Тегов нет: