НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович

НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович
(р. 9 апреля 1925, Свердловск), российский художник и теоретик искусства. Пройдя через опыт "неофициального искусства" 1950—70-х гг., стал к кон. 20 в. самым известным скульптором России. Родился в семье врача. Участник Великой Отечественной войны; тяжело раненный, был демобилизован в 1945. В 1946—47 учился в латвийской Академии художеств в Риге, в 1947—54 - в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (и параллельно посещал занятия на философском факультете МГУ). Жил и работал в Москве. Индивидуальный стиль мастера Отдал дань академическому реализму, но в 1950-е гг. (прежде всего, в фигурах "раненых людей", выражающих мучительную память военных лет) сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма. Наиболее характерные для него материалы — бронза (в которой отливаются, обычно во многих вариантах, почти все его скульптурные замыслы), а в монументально-декоративных рельефах — бетон. Его произведения, воплощая в себе (по словам самого мастера) "форму потока", всегда слагаются в большие циклы. В центре образов — человеческое тело, стремящееся путем напряженных усилий одолеть собственное оцепенение. Среди важнейших циклов мастера (как скульптурных, так и графических, а позднее и живописных): "Гигантомахия" (с 1958), "Образы Достоевского" (с 1963; в 1970 в серии "Литературные памятники" вышел роман "Преступление и наказание" с иллюстрациями Неизвестного), "Образы Данте" (с 1966). С 1956 художник создает бесчисленные эскизы главного своего замысла, "Древа жизни"; эта композиция, по идее гигантская скульптура-инвайронмент, сочетает в себе мотивы древесной кроны, человеческого сердца и Мебиуса листа, символизируя порыв человеческого духа, который, самовозвышаясь, гуманизирует миры науки и техники. Противостояние властям и эмиграция Неизвестному удавалось иногда исполнять и официальные заказы памятник в честь дружбы народов (так называемый "Цветок Лотоса") на Асуанской плотине в Египте, 1971; декоративные рельефы: "Прометей" в Артеке (1966), для Института электроники в Зеленограде (Москва, 1974), для здания ЦК компартии в Ашхабаде (1975, ныне Дом правительства Туркменистана). Но, как активный участник "катакомбной" (по его собственному выражению) культуры, он входил во все более острое противостояние с властями. Лично, — хотя и в резком конфликте, — познакомился с Н. С. Хрущевым, когда тот учинил скандал на выставке в Манеже (1962); впоследствии исполнил его надгробие в Москве (1974), подчеркнув контрастами форм внутренний драматизм и противоречивость хрущевского правления. В 1976 эмигрировал из СССР. Ныне живет и работает преимущественно в США, близ Нью-Йорка; с 1989 постоянно приезжает на родину. В 1996 в Магадане был открыт созданный по его проекту мемориал жертвам ГУЛАГа -с гигантским бетонным "Ликом скорби" как центральным элементом композиции. В том же году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Не раз выступал с теоретическими статьями и лекциями, развивая идею синтеза искусства и науки, а также "симбиоза Веры и Знания" как главной цели современного общества, и указывая, что человеческие тело и лицо, осмысляемые искусством, есть "иероглифы" пути к этой цели. Музей "Древо жизни", посвященный творчеству Неизвестного, открыт в Уттерсберге (Швеция).

Категории: Участник Великой Отечественной войны