ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич

ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич 20 мая (1 июня) 1844, Петербург — 18 июля 1927, Борок, ныне Поленово Тульской области, российский художник. В своем творческом пути органично соединил верность традициям реализма 19 в. с чертами символизма и модерна. Родился в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова. Учился в Академии художеств (1863—71), брал также частные уроки у П. П. Чистякова и И. Н. Крамского. Как пенсионер Академии художеств, посетил в 1872—76 Италию, Францию и Германию. Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 и как художник-корреспондент — в русско-турецкой войне 1877—78. Путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881—82, 1899 и 1909), Италии (1883—84, 1894—95). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Пленэрная живопись Ранние картины Поленова (такие, как "Право господина", 1874, Третьяковская галерея) решены в духе салонного романтизма. Но славу ему принесли гораздо более естественные и задушевные образы, где влияние И. Е. Репина и А. П. Боголюбова соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетаются в этих вещах ("Московский дворик", 1878; "Бабушкин сад", 1878; "Заросший пруд", 1879; все — там же) с задумчивой лирикой, созвучной "пейзажу настроения" саврасовско-левитановского толка. С годами Поленов стремится придать своей палитре все большую психологическую выразительность ("Больная", 1886, там же); его многочисленные — русские и зарубежные — этюды с натуры полны искренней теплоты чувства. Но это чувства скорее созерцательные, чем драматически страстные или мистические. Поэтому серия евангельских картин, над которой художник истово работал многие годы ("Христос и грешница", 1886—87, Русский музей; "На Тивериадском озере", 1888, "Среди учителей", 1896; обе — в Третьяковской галерее) производит двойственное впечатление. Считая, что от церкви, находящейся в состоянии глубокого упадка, свойство дарить людям "счастье и радость" переходит к искусству ("Иначе оно ничего не стоит", — из письма В. М. Васнецову, 1888), Поленов стремится решить нравственную сверхзадачу именно в религиозных образах, — которые, однако, очаровывают отнюдь не своим этическим посланием, а живостью пейзажных и этнографических наблюдений. Театр и архитектура Черты модерна, с его стремлением к созданию "сверхпроизведений", синтетически объединяющих разные виды искусства, отчетливей всего проявились в театральных и архитектурных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (опера "Призраки Эллады" на музыку самого художника, 1906 и др.), тесно сближая принципы "живописного театра" с музыкально-драматической фактурой пьесы. С 1910 художник активно содействует самодеятельному театральному творчеству, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 - Дом театрального просвещения имени В. Д. Поленова). Живой интерес мастера к национальной архитектурной старине проявился уже в этюдах, изображающих Теремной дворец и соборы Московского Кремля (1877). Поленов внес большой вклад в русский стиль внутри модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым, 1881—82) и Бехове под Тарусой (1906). Историческая стилизация под средневековье, характерная для этих храмов, отступает на задний план перед общей комфортностью и пластической выразительностью планировки и объемов в зданиях собственного дома (1891—92) и мастерской (так называемое "Аббатство", 1904) на Оке. После Октябрьской революции художник жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882—95) были И. И. Левитан, К. А. и С. А. Коровины, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. известные мастера.

Тегов нет: